Слово о культуре врача


 Посланием Президента Н.А.Назарбаева «Третья модернизация Казахстана:  глобальная конкурентоспособность» народу Казахстана от 31 января 2017 года ставится Амбициозная, но достижимая цель. «Для её решения на данном этапе необходимо внедрять лучшие стандарты и практики развитых стран. Особенно важно эту работу провести на региональном уровне». В целях решения этот масштабной задачи Центр Восточно-Тибетской медицины «Жас-Ай» интенсивно развивает взаимовыгодное сотрудничество с коллегами из России, Китайской народной республики, Японии и Турции.

    Лучшие стандарты и практики перечисленных выше стран, внедряемые здесь, позволяют определять объективно уровень специального образования и деловой квалификации врачей и медицинских сестёр, работающих в Центре Восточно-Тибетской медицины «Жас-Ай». Все медработники в Центре соз­нают, что наступившее новое время предъявляет ко всем работникам меру высокой ответственности в процессе выполнения своих функциональных обязанностей, поэтому каждый из них занят саморазвитием, самосовершенствованием, развитием профессионализма, физической культурой и спортом, гармонизацей внутреннего мира, улучшением своего человеческого капитала. Ныне в нашем представлении врач должен отличаться не только профессионализмом, но и общей культурой. И тем не менее вот этой общей культуры сегодня врачам, ох, как недостаёт. 
Один из крупных деятелей движения «Алаш» Жусупбек Аймаутов пишет: « Любить свою нацию всей душой, всем сердцем- вот, что такое культура».
Вот это и есть культура, только где есть такая культура. Где? Может, постар­аемся найти ответ на такой вопрос в размышлениях Ердаулета Атагелди­ева из аула Жетиген Илийского района Алматинской области о центре Восточно-Тибетской медицины «Жас-Ай». «После состоявшейся женитьбы через некоторое время супругу стала беспокоить женская болезнь. После врачебного осмотра был установлен диагноз-киста правого яичника». Была ей сделана операция. Это было в 1999 году. После всего прошло 3 года. В 2002 году по диагн­озу, указанному выше, была сделана ещё одна операция: были удалены киста левого яичника и трубка. Через определённый промежуток времени с этим же диагнозом она угодила в реанимационное отделение. В таких переживаниях, треволнениях прошло 6 лет. А детей у нас не было. Медики говорили, что жена после уж этой операции станет беременная, и мы согласились. Всё одно результата не было. По чьей-то авторитетной рекомендации пошёл к одному класному врачу. Он мне просто сказал: « Благодари Всевышнего, если жена останется цела, невредима, не то, что там родить ребёнка». Всё равно питали надежду только на Аллаха. Лечились у лучших во мнениях людей врачей. Переступили порог и Центра экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и там сказали: «Она не сможет стать матерью».
     Мы не знали, как быть, к кому обратиться... Как-то услышали, что в Алматы работает Центр Восточно-Тибетской медицины «Жас-Ай», и мы поехали туда. Нас тепло принял профессор Жасан Зекейулы, держал руку, по пульсу поста­вил диагноз. Он жену обрадовал: «У вас будет не один ребёнок, а-два. Мы тогда не очень-то ему верили. Однако он словами, идущими от сердца, утешал нас и дарил надежду, что у нас будут дети. И в правду после уже первого курса жена почуствовала себя хорошо, а после второго курса было заметно, что она в положении. Врачи, у которых Ботагоз лечилась, диву давались, как это так Ботагоз стала беременная. Так здесь в «Жас-Ай» затрепетал огонёк надежды.
Традиционная медицина оказалась бессильной в решении нашей проблемы, а нетрадиционная медицина продемонстрировала своё искусство дарить радость страждущим. После второго и третьего курса лечения Ботагоз, моя жена, родила первенца Абдрахмана. А после Абдрахмана появилась на свет его сестра Ханифа. Мы невыразимо благо-дарны Всевышнему, затем Жасану Зекейұлы за подаренное счастье иметь детей. Желаем профес­сору Жасану Зекейулы крепкого здоровья и счастья.
Невозмутимо спокойный, добрый по своей природе, высокий духом, благородный по сути Жасан Зекейулы уже на первом приёме говорит Ботагоз Атагелдиевой: « Станете матерью и не одного ребёнка, а двух детей». Какую радость он сообщил ей. А ведь до встречи с Жасаном Зекейулы медицинские специалисты, у которых Ботагоз была на приёме, говорили: «Надо благодарить Господа за то, что остались целы и невредимы, не то что там родить ребёнка».
Мы, потенциальные пациенты, считали и считаем, что всё-таки есть профессии, требующие невозможного, а именно любви. Любить должен учите­ль, врач и священник. Если эти трое не любят, то они не учат, не лечат и не священно де­йствуют. Врача обыкновенно отличают следующие качества: доброжелательность, сострадание, надежность и любовь.
А каков врач, на самом деле, которого встретила Ботагоз, до её появления за порогом «Жас-Ай»
      В Послании Главы государства Н.Назарбаева «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» народу Казахстана от 31 января 2017года в части «Четвёртый приоритет. Улучшение человеческого капитала ставится конкретно задача: 
«Второе. Наряду с системой образования должна измениться и система здравоохранения». 
    Вместе с системой здравоохранения должны измениться и люди в белых халатах. Медицинские работники не просто оказывают необходимую медицинскую помощь больным, но и должны им служить. Неторопливое, сердечное и уважительное отношение врача к пациентам – это же ведь закон для медицинского работника при лечении больного любого возраста и пола. 
     Нам думается:как бы то ни было при любой ситуации в глазах общества от врача требуется быть: «всегда на высоте» даже в условиях, тому не способствующих. Надо ли напоминать об извесной истине: «Врач – профессия особая». Если хотите знать, то это профессия всем профессиям профессия. Поэтому медицинский работник должен соответствовать своему предназначению, имея, разумеется, к этому виду деятельности призвание. Не все обращаем внимание на такую вещь: ведь лечение как таковое начинается с живого общения врача с больным. Нам представляется медик-специалист, пом­имо несомненных профессиональных дос-тоинств, кроме проводимых с пациентом профилактических мероприятий и лечебных процедур, ещё и должен владеть искусством слова. Ведь по правде сказать, в комплекс орудий лечения у врача разве не эти компоненты входят: слово( арттерапия), лекарства (фармация) и нож (хирургия), если говорить просто по-народному. На наш взгляд, странно то,что у нынешних врачей нет времени для личной беседы с пациентом.
«Заговори, чтобы я тебя увидел». Слова Пифагора в полной мере отно­-сятся и к диагностике. Общение представляет собой своего рода сеанс лечения души и тела. Это иначе говоря и есть врачевание, которое подразумевает умение медика устанавливать контакт с пациентом и разговаривать с ним. Доверием проникнется пациент к врачу во время диалога с ним. В случае с Ботагоз Атагелдиевой, упомянутом выше, врач объектом своего профессионального интереса взял проблемы, связанные с её организмом, оставив без внимания мир души. Ведь причины многих телесных заболеваний кроются в мире души человека. Сократ утверждает: «Не леча душу, не лечат тело». Всегда ли помним это. Абай Кунанбаев пишет, что любовь, чувство справедливости – первооснова человечности.Все и всё нуждаются в ней, и ко всему она имеет прямое отношение. 
Почему любовь, чувство справедливости не опредляют собой взаимоотношения в диаде «врач-пациент»? Давайте постараемся проследить то по записи, сделанной Ибайдаевой Анар из поселка Абай Казалинского района Кызыл-Ординской области.
    – О «Жас-Ай» я узнала по словам старшей сестры мужа, проживающей в Алматы. Она говорила мне по телефону: «Я как-то простудила это место. Поехала туда, и меня там вылечили, так что приезжай сюда». Я целых два года не могла родить ребёнка. Лечилась у врачей в Кызылорде и Казалинске. А проку не было. Вот и приехала в «Жас-Ай». Была на приёме у Жасана Зекейулы. Он сказал: «Не переживайте, вылечитесь». Прошла здесь 2 курса лечения. По завершению курса лечения зашла на приём к главному врачу. Он говорит мне:
     – Езжайте в свой посёлок домой. Где-то через месяц, другой наступит бере­менность. Только одевайтесь потеплее, ухаживайте за собой, берегите себя. Главный сказал как в воду глядел: через месяц другой она почувствовала, что беременная. В мае 2010 года родила дочку. С того времени прошло 6 лет. За это время побыла на приёме у многих врачей. Да толку...Так опять пришла в «Жас-Ай». Хочу ещё родить ребёнка, сына. Лечилась здесь. Я бесконечно благодарна Жасану Зекейулы. Он мне подарил ключи от рая. Дочку мою зовут Раяна, а это казахское имя означает ключ от рая. Теперь, Бог даст, если рожу сына, то обещаю назвать его Жасан. Не было бы на свете женщины счастливее меня. Одним словом, уже на первом приёме, прощупав пульс, Жасан Зекейулы говорит, что вылечитесь, поправитесь.
    А сказано-то как по-родственному душевно. Вот и думаешь, почему врачи, у которых Ибайдаева Анар была на приёме, так по человечески к ней не отнеслись.
Великий Абай пишет, что к каждому человеку следует относиться по-братски добросердечно, как себе желаешь того. Эти слова относятся к каждому из нас, а равно и к врачам.
Уместно заметим, что высокое звание врача определяется не только уровнем его квалификации, но и его морально-этическими качествами. Если следовать жизненной правде, какая она есть, на самом-то деле, то профессиональные достоинства врача должны быть сориентированы на пробуждение в пациенте трёх качеств: разума, совести и чувства доброты, посредством которых пациент оздоравливается, так думаем мы, а некоторые об этом, может статься, и не знают. Логический ум, горячее, страстное сознание врача должно обратиться к утомлённому мозгу пациенты, который плохо орошается, плохо проветривается, плохо питается, только тогда возможны успехи и в деле выздоровления пациента. 
Не делай другому того, чего себе не пожелаешь. (Конфуций). По какой такой причине отдельные специалисты среди армии медицинских работников делают пациенту (больному) того, чего сами бы никогда не пожелали бы. А ведь есть такие «искусники, дельцы» в наших лечебно-профилактических учреждениях, которых знают в лицо Ердаулет, Ботагоз Атагелдиевы, Анар Ибайдаева и Даурен Ахметбаев. Нам представляется, пришло время, когда нужно избавляться от таких горе-медиков. Они бросают тень недоверия на врачей, действительно, образованных, настоящих профессионалов, блистательно знающих своё дело со всеми её закоулками и рифами, вносящих свой достойный вклад в развитие отечественной медицины, их имена вызывают чувство глубокого уважения у людей, вот на кого равняется молодежь, посвятившая свою жизнь медицине.
    Основная причина предложенной для публикации этой статьи: напомнить медикам « О клятве Гипократа», если о нём забыли. Если как-то окинуть взгляд на прошлое, подвергнуть анализу характер сегодняшнего развития медицины и устремить взоры в будущее, то сознаешь, что медицина наших дней – это синтез науки и искусства, технологий и педагогической науки, переплетение прежних традиций и самого современного, это сплав национальных и международных подходов. Именно в такой гармоничной взаимосвязи и заключается путь к успеху в деле охраны здоровья людей.
   И поэтому в системе здравоохранение не должны работать люди в белых халатах-середняки, которые не лечат пациентов и но и вроде не калечат. Мы приучены и привыкли к тому, что в любой сфере деятельности есть специалисты, так себе, нормальные, неплохие, хорошие, отличные, которые могут ошибиться и исправить допущенные ошибки. Тут впору сослаться на известную поговорку: кто не работает, тот не ошибается. 
Надо ли в лишний раз напомнить, что есть на свете профессии, лишённые права на ошибку. Это учитель и врач. Не станем глотку лудить, доказыая свою «правду». Однако тут приведём запись, оставленную Дауреном Ахметбаевым-доктором технических наук, профессором кафедры радиотехники и электроники Национального университета им. Л.Н.Гумилёва (г. Астана).
    «В последние годы заболел и лечился от этой болезни в Павлодаре и Астане. Поставили диагноз «Аденома простаты». Её можно удалить оперативным вмешательством. Другого выхода нет. Врачи вынесли такой вердикт. С той целью, чтобы обойтись без операции пришёл в центр Восточно-Тибетской медицины «Жас-Ай». И благодаря оказанной медицинской помощи здесь, у меня сейчас просто нет Аденомы простаты. Выздоровел.
Теперь возникла проблема с глазами. Врачи в Астане определили диагноз – глаукома. Лечить эту болезнь очень трудно. Но в Астане диагноз был поставлен неправильно. То было не глаукома. И опять вынужден был обратиться в «Жас-Ай». Тут прохожу второй курс лечения. Край глаза открылся. Теперь мне думается, что и на этот раз обойдусь без операции.
Когда впервые оказался на приёме у Жасан Зекейулы, он держал руку, щупал пульс и перечислил все перенесенные мною болезни и ту, что сейчас меня беспокоит. И от нынешней болячки тоже вылечился. Жасан Зекейулы лечит даром (талантом), данным ему Всевышним. Не каждому то дано. В настоящее время своё уникальное умение он передаёт молодым коллегам. Многие из них усвоили технологию иглотерапии, у него лечатся люди, надо сказать, успешно. Теперь-то, давайте, рассудим «...аденома простаты следует удалить оперативным вмешательством. Другого выхода нет Такой вердикт вынесли врачи», - пишет Даурен Ахметбаев.
В общем представлении одна и та же болезнь в двух разных пациентах возникает по разным причинам и течение её в организме происходит тоже по-разному. И поэтому думаем: этим двум, о которых упомянули выше, лечение назначается разное, лекарства прописываются разные. Об этом врачи, разумеется, знают несравненно лучше нас, потенциально возможных их пациентов.И тем не менее понять не можем, почему (надо полагать) опытный, знающий врач, работающий в столице Астана, говорит пациенту, которого донимает недуг: «Проблему, связанную с Аденомой простаты без операции не решить». Выход из положения однозначный – операция. Очевидно, знаете, что гуманность каждого из нас определяется добротой, с которой отнеслись к кому бы то ни было. Разве это не признак нашей общей культуры. Культура в известном смысле не только и не столько улучшение самого себя как внешне, так и внутренне, но и улучшение среды и того, с кем общаешься.
Сложно давать совет тому, на кого хотел бы равняться. Думается, что во время приёма врач должен запомниться пациенту, в памяти сердца сердечным теплом, профессионализмом, тектоникой милосердия, хотя медик, скажем, такую задачу себе не ставит. И это тоже понятно. И тем не менее... 
     Всё же ... культура – это и память, хотя она одновременно и тоска по совершенству. 
И пациент, и больной в стационаре, и здоровый, как-то сомневающийся в своем физическом благополучии, хотят видеть врача всегда на высоте.
Если вы обратили внимание, то каждый из авторов записей Ердаулет и Ботагоз Атагелдиевы, Ибайдаева Анар, и Даурен Ахметбаев желанную медицинскую помощь получили в Центре «Восточно-Тибетской медицины «Жас-Ай», возглавляемом главным врачом, доктором медицинских наук, профессором, академиком Жасаном Зекейулы. Здесь, они вылечились, обрели здоровье (на время потерянное). Поэтому где бы они ни оказались, везде и всюду делятся неизгладимыми впечатлениями, произведенными на них Центром «Жас-Ай». Здесь пациент, переступивший порог Центра, находит сердечный тон, исполненный искренности, душевный приём и чувство уверенности в себе, что немаловажно в процессе выздоровления.
И поэтому прибывают сюда потоком пациенты со всех концов родной страны, из России, Кыргызстана, Синцзяно-Уйгурского автономного края (Китай), Австрии (Европа), Турции.
«Жас-Ай» является не только клиникой, которая лечит пациентов, но и является Центром, занимающимся научными исследованиями, труды, сотрудников публикуются в специальных научных изданиях. Вот совсем недавно Жасан Зекейулы принял участие в работе Международной конференции в Стамбуле (Турция), на которой выс-тупил с докладом по актуальным проблемам здравоохранения, вызвавшим неподдельный серьёзный интерес уважаемых коллег.
«Жас-Ай» ставит целью основательно заниматься профилактикой инфекционных и неинфекционных заболеваний и укреплением здоровья здоровых людей, чтобы они со временем не оказались в легионе больных и в этих целях издаёт на свои средства медицинско-информационный журнал «Жас-Ай» вот уже 8 лет, публикует статьи в газетах «Казахстанская правда», «Айкын», «Экономика», «Акжолтай», даёт интервью корреспондентам Казахского радио, радио «Шалкар» бесплатно, выступает по телеканалам «Казахстан», «Хабар», «Алматы».
     В начале декабря прошлого 2016 года из Брюсселя (Бельгия) пришла официально по статусу оформленная весть о присвоении Центру Восточно-Тибетской медицины «Жас-Ай» Международной Европейской медицинской Ассоциацией совместно с ОКСФОРД, ЕМА звания «Международная лучшая клиника» с двумя медалями, к которым приложен сертификат за №22 «MEDICAL PRACTICE». Нам остаётся поздравить коллектив медработников «Жас-Ай» и его Генерального директора, профессора, академика Жасан Зекейулы с присвоением почётного звания «Международная лучшая клиника» и пожелать им крепкого здоровья, творческих успехов!

Сеитзада Асембеков,
культуролог