О культуре рациональности и образованности


                    О культуре рациональности и образованности

                                 Если в системе ценностей образованность станет главной

                                                                            ценностью, то нацию ждёт успех.

                                                                                                            Н.А.Назарбаев

         В статье Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева «Взгляд в будущее : модернизация  общественного сознания» более чем внятно было определено, что культура современного общества- это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши. Это культура рациональности».

         В общем, культура рациональности предполагает достижение реальных целей. А основная цель для всех нас пока одна – единственная – « войти в тридцатку развитых государств в мире». Достижение этой цели подразумевает бережное, трепетное отношение к прошлому во всех сферах жизни. Нас по многим  понятным причинам занимает исторический  опыт и  традиции в сфере народной, национальной  медицины, основы которых были заложены Абу Али Ибн Синой (Авиценной), Өтейбойдак Тлеукабылұлы  (автор «Шипагерлік баян»,  « О целительстве»). Нам надлежит перенять у них умение подходить к больному, по-родственному общаться  с ним, беззаветную преданность к своей профессии, устойчивый интерес  к исследованию причин, порождающих инфекционные и неинфекционные заболевания, высокий моральный дух в процессе преодоления различных трудностей, возникающих в жизненном пути медика, подчёркнутое достоинство перед сильными мира,  умение ставить интересы общества и государства выше личных, неуёмное  желание не просто оказывать больному необходимую медицинскую помощь, а служить ему верой и правдой по большому счету, выражать  любовь к тем, которых начал лечить. И то, как могли они продуктивно работать, несмотря  ни на какие условия, часто неблагоприятные и унизительные. Они находились постоянно в состоянии творческого,духовного поиска. Были связаны всем своим естеством с природой. Ходили-то со  своим  снадобьем по домам пешим порядком с сумками тяжёлыми наперевес через плечо. Ими двигало чувство любви к людям.

         Единственная мера всему-это обретение и развитие культуры, орентированной на любовь. Выдающийся писатель Ч.Т. Айтматов пишет: « Суть же в том, чтобы, вобрав в себя опыт прошлого, жить сознательно, думая о будущем, и соблюдать принципы человеческого общежития. Для этого культура должна развиваться, обогащаться неустанно и не угасать. Как только наступает пауза в её развитии или допускается пренебрежение ею, это немедленно скажется на человеке, на его человеческой сути. В этом я всё больше убеждаюсь. Единственный культ, который я принимаю,  культ культуры». Как известно, настоящее  живёт прошлым и будущим. А то как же?! Связь между  поколениями не должна прерываться ни на миг. Пренебрежение культурой рациональности даром не проходит. Реальная цель нашей работы- это сохранять и укреплять здоровье пациентов, ненавязчиво учить их нормам здорового образа жизни, культуре здоровья, которая у нас ещё, к  сожалению, не сформирована.  Для больного, в какое бы лечебно- профилактическое учреждение, в больницу ли, в поликлинику или там, в частную клинику он ни вошёл, медработник любого ранга для больного, вошедшего туда, является олицетворением самой культуры. Его чистое лицо, глаза, излучающие добро, голос врача, в котором слышится скрытая, но тихо прорывающаяся  радость, объясняемая вроде тем,что занимается главным делом в своей жизни по призванию, по любви. Стать врача прямая, движения, его не порывистые, лёгкие, пластичные, точные, похоже что просчитанные. Халат безупречно чист. Кабинет, где врач принимает больных,  поблёскивает стерильной чистой. Лечение-то начинается с живого общения врача с пациентом, оно  проходит на тектонике духовного родства.

         Редко когда мы оказываемся на таком приёме, описанному мною. Реальность наших будней совсем другая. Её лучше знать по впечатлениям, произведенным медиками на Нурганова Дуйсенби Ахатулы из г. Кульсары Жылойского района Атырауской области. Он пишет: « Продолжительное время обивал пороги не одной клиники, не одной  больницы, там мне не приходилось видеть тёплое, внимательное отношение к больному. Ведь пациенту надо бы проявить малую толику человечности со стороны врача...»

          Знаете, не уверен, что прав. Если скажу, что невысказанное нами доброе слово, адресованное к кому бы то ни было, «живёт» в нас, умирает в нас, отравляя наше сознание. Перестали говорить, напоминать, что врач должен любить больного. Ведь сила врача- в его сердце. Величайшая основа лекарства- любовь ( Парацельс).

 Мне-то думается, почему люди в белых халатах, а они мудрее нас, гуманее нас, интеллектуальнее нас, стали забывать, что неторопливое , сердечное и уважительное отношение к больному- закон для врача при лечении больного любого возроста.

          В этом плане все усилия врача,- говорит Нуртазаева Бибигуль Турсыналикызы, иглотерапевт, работающая в медицинском центре «Жас-Ай», должны быть направлены на то, чтобы нравственными устремлениями влиять на физические процессы и пробудить в больном три живых качества: совесть, разум и любовь к природе и людям. Где присутствуют совесть, разум и любовь, там и правит бал культура здоровья.

Вот обратите внимние на эту запись, сделанную Абдрахмановой Меиржан из г. Балхаш Карагандинской области.

         -В клинике «Жас-Ай» я прошла 2 курса лечения и почувствовала себя как никогда ранее лучше. До того, как приехала в «Жас-Ай», лежала, лечилась не в одной больнице. И, представляете ни в одной из них я не видела таких милых врачей. И особенно среди них заприметила Бибигуль и Гульнар, какие они приветливые, добросердечные. В их обращении к себе почувствовала какое-то родство душ. Я им желаю крепкого здоровья и долгих лет жизни!

         «До того, как приехала в «Жас-Ай», лежала, лечилась не в одной больнице. И, представляете ни в одной из них я не видела таких добрых врачей,  как здесь в «Жас-Ай»,-  размышляет Меиржан Абдрахманова.

Она как-то отстранённо думает о том, что видела и с чем столкнулась, находясь на лечении то в одной, другой, и возможно, третьей больнице, похожей друг на друга по характеру приёма больного, его лечения, уходу за ним, и по тому, как врачи ведут себя по отношению к ней, как и медики между собой - в коллективе. Её не фасцинирует сервильное отношение врача к больным, бесстрастный его (её) взгляд, глухой голос, от которого веет равнодушием. Должно быть, он (она) и хороший специалист, но почему в нём нет культуры, присущей врачам,  думалось ей тогда на приёме. Ведь врачи- это другой народ, и культура у них другая, чем наша. Профессия эта- всем профессия профессия. А он (она) как я...

         Жизнь сослагательного наклонения не имеет. Тут срабатывает универсальный кантовский императив: как ты к людям, так и они к тебе. По психологизму  и несколько огрублённой тонкости её скупых наблюдений можно себе  представить, как  в тех клиниках, в которых её лечили, «врачуют» больных. Да-а-а, уму и любви нас учит женщина (Сократ).

         И представляете, я не видела  таких добрых врачей, как в «Жас-Ай», и называет их имена Бибигуль Нуртазаева, Гульнур Нурали.

По вполне понятным причинам на врача смотрю глазами Абдрахмановой Меиржан, пациента. По-моему, доверием проникнется пациент к врачу во время уже первого разговора, если во время беседы врач был чисто по-человечески искренен в движениях мысли по отношению к больному,  и вопросы, ему заданные, были далеко не дежурные ( трафаретные), а продиктованы создавшейся нестандартной ситуацией. Как важно найти контакт с больным уже в первой момент встречи.

         В медицинском центре «Жас-Ай» неожиданно для пациентов их ждут. Как только пациент переступил порог. Его встречают приветливо «Кузет» и медсестра.

         В регистратуре тут же  оформляют её документы, выдают талон на приём и в сопровождении медработника ведут на приём к специалисту, часто пациент попадает на приём к главному врачу Жасану Зекейулы медицинского центра «Жас-Ай». Главный, справившись о самочувствии и состоянии больного, держит его руку, прощупывает пульс и определяет диагноз болезни ( тут ошибка исключена), после которого начинается процесс лечения. В центре всегда многолюдно, однако стоит тишина. Пациенты, находящиеся здесь в ожидании приёма, разговаривают между собой на полутонах. Врачи, медсёстры и просто техработники снуют неслышно. В специализированных кабинетах проходят сеансы иглотерапии, проводится точечный массаж, приём лечебных ванн, процедуры ЭКГ и УЗИ- словом, идет активной процесс профессионального лечения больных, строго ограниченного по времени. Тем временем в холле на первом этаже сидят пациенты,  освободившиеся от лечебных процедур и окончившие установленные курсы лечения и готовящиеся  к отъезду по домам и  смотрят телепрограмму о соблюдении норм здорового образа жизни и здоровье как о продукте духовности и т.д. Звук телепередачи никому не мешает, никого не раздражает.

          Место человека в жизни определяется его способностью создавать ценности, в которых насущно заинтересованы люди. Врач создаёт какие ценности? Пришёл пациент, не желая того, запустивший болезнь, страдающий, разуверившийся в возможность своего выздоровления, а врач помог ему обрести на время потерянное здоровье. Вот это и есть ценность, созданная врачом. Разве бывает для человека ценность дороже, чем здоровье.

         На своём веку на страже такой ценности, как здоровье человека, стоял и Бек, целитель, определявший болезнь человека по пульсу - и безошибочно. Бек, и целитель, и знахарь, лечил людей от инфекционных и неинфекционных заболеваний бескорыстно.

Навещал больных, справлялся о их здоровье, помогал страждущим. Ходил по предгорью и луговине в поисках целебных трав, собирал их и делал из них снадобье. Помогал всем, кто нуждался в его помощи и даже неприятелям. Лечение людей было для него призванием. В нём присутствовало обострённое чувство гражданина.

         Тогда в силу разных объективных и субъективных обстоятельств калмыки были враждебно настроены против казахов, когда тайно, когда явно нагло, в открытую захватывали сочные луга, тучные пастбища, занимали берега рек, исподволь превращая их в свою собственность.

         Однажды тяжело, в состоянии безнадеги заболел Укиржап занги, властитель калмыков со своим многочисленным родом, занимавший большое угодье у горной гряды Тарбагатай близ местечка Толы. Глава рода Укиржап послал гонца за великой милостью к Беку, к знахарю. Тот, явив милосердие, пришёл к главе калмыков. Укиржап на коленях просил Бека избавить его от недуга и сулил крупную по тем временем «услугу»  за услугу, т.е. взятку. Бек поставил  перед ним свои условия. Если он вылечит Укиржапа, то он со своим родом, снимется и освободит благодатную землю казахов, убравшись во свояси.

         По вполне понятным причинам не стану подробно описывать, как Бек поставил на ноги Укиржапа. Однако Укиржап со своим родом ушел в те края, откуда явился сюда неприятелем.

         Конфуций учил, что те которые имеют знания от  рождения, суть высшие люди, следующие за ними- это те, которые приобретают знания учением; следующие за этими-это те, которые учатся, несмотря на непонятливость.

          Правнук его, Жасан Зекейулы, ныне известный в стране и мире врач, доктор медицинских наук, профессор, академик, тоже, как и прадед Бек, лечит людей по призванию. Так ли это?. Сошлёмся на запись, оставленную Ырысты Шайқақ Турмагамбеткызы из аула Кутикөль Иргизского района Актюбинской области.

         - Привезли в медицинский центр «Жас-Ай» внука Куаныка Ерасыл с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич). Поражены правая рука и правая нога. Здесь он прошел 3курса лечения. Теперь рука и нога в норме.Сам собой владеет. Со здоровым внуком возвращаюсь домой. Как я рада, что встретила врача, освоившего инновационные методы лечения болезни, способного исцелять и душу, и тело человека. Невыразимо ему благодарна.

Отношение к пациентам Жасан Зекейулы  воспринимает не как процесс медицинского обслуживания, а как служение. Если он служением больному, делом выражает любовь, то она и находит взаимность со стороны пациента. Тут ничего удивительного нет.

А вот эту картину, взятую из жизни, как вы приемлеете, оцениваете?

         Месяцев пять тому назад лечился в центре «Мейірім» («Милосердие»), плату там взимали по 12 000 тысяч тенге за сутки. Через 3-4 дня от полученного здесь лечения стало вовсе худо, на правой сторон груди возникла какая-то опухоль, покой весь вышел, одолевала бессонница. Меня направили к хирургу в областную больницу. Лежал тут в травматологии. Травматологи сказали, что ранее у вас имело место вывих и дали для наружного пользования мазь. Вернулись в медцентр «Мейірім»,  через 10 дней вообще не могла ходить. Отсюда меня на носилках вынесли и повезли в аул, домой.

  О медицинском центре «Жас-Ай» узнала по газетной публикации. Болезнь меня донимала. Супруг повёз меня в Алматы. При въезде в город угодили  в « пробку». Муж звонит в приемную главного врача, предупреждая, что опаздывает. А Жасан Зекейулы отвечает: « Я буду ждать вас». И прибыли в Центр в 18:40ч вечера. Жасан Зекейулы и его помощница Бибигуль Нуртазаева сделали всё необходимое, состоялся первой сеанс лечения. Впервые за столько время спала, не просыпаясь. После пятидневнего лечения болезнь стала менее беспокоить. И опухоль более чем наполовину уменьшилась в объёме. По истечении 10 дней лечения я без чьей - либо помощи поехала сама домой. Через месяц снова приехала сюда лечиться. А после 3-ьего курса лечения полностью выздоровела. Муж меня  сюда привёз беспомощную. А теперь здоровая. От имени всей своей семьи ( восьмерых взрослых детей и трёх внуков), дорогой Жасан Зекейулы, благодарю Вас, ваш коллектив, желаю Вам всем счастья!

  С уважением

                      Мухатаева Несибели

                  И муж мой Мухатаев Аманбай говорит Вам: « Большое- пребольшое спасибо, Жасан Зекейулы! Да хранит вас Всевышний!» ( Аул Кумозек Моинкумский район Жамбылской области).

Нисколько- простите меня великодушно - не претендую на мнение эксперта. Просто думается, что врачи, у которых Мухатаева Несибели была на приёме, принимали по устоявшемуся стандарту, лечили тоже по инерции отработанных, « проверенных» технологий. Рецепт выписали по такой же схеме». Поэтому эффект от назначенного лечения прямо противоположный ожидаемому.

          Врач ( извините)- продукт штучный. Это своего рода продукт какого-то медвуза, чей-то воспитанник, ученик, преемник, если хотите. Пациент- тоже в известном смысле продукт. Продукт- штучный. Никого не учу... И поэтому он нуждается в дифференциации, в индивидуальном подходе. Одна и та же болезнь в двух разных пациентах протекает, согласитесь,  по-разному, ибо причины её возникновения, может статься, тоже разные. Понимаете, лечение болезни, мне представляется, должно быть индивидуализировано. Стандарт тут вряд ли приемлем.

         Спрашивается, почему Мухатаева Несибели обретает здоровье у Жасана Зекейулы. Тут есть тайна, не разгаданная..., поскольку он устанавливает диагноз болезни,  прощупывая пульс. И при этом неточность, ошибка исключены. Медицинский центр «Жас-Ай» работает в Алматы 21 год, и со стороны пациентов,  больных не было ни одной жалобы на работу врачей. В объёмистой книге для отзывов приведены одни благодарности.

         Культура  рациональности, присущая врачу Жасану Зекейулы и всему коллективу медработников выдержана на мой взгляд, на внутренней интеллигентности. Она и вызывает в них потребность следовать всегда давнишним традициям и быть в курсе инноваций в теории и практике мировой медицины. Неизбывная тяга к книге, устойчивый интерес к культурно- политической жизни страны, вежливость в общении с пациентами и коллегами, внешняя опрятность, отсутствие ксенофобии, абсолютно свободное владение родной речью, нежелание использовать в речи инвективы - всё это в совокупности и образует понятие интеллигентность Жасана Зекейулы.

          Статьи, публикуемые им, в центральных республиканских изданиях и интервью, данные им журналистам Казахского Радио и телевидения, проникнуты заботой о защите национального достоинства, национальной культуры и национальной самобытности- духовных опор в жизни соотечественников.

Пятиминутки, собрания, семинары и конференции, проводимые Жасаном Зекейулы с коллегами, здесь, в Алматы и Астане, на разные актуальные темы убедительно свидетельствуют о его образованности. Он для молодых Учитель.   Постольку Учитель,поскольку сам непрестанно учится, повышает уровень профессионализма, занимается без устали самосовершенствованием. Это врач, соединивший в себе, и глубокие знания, и современную технику и личные чисто человеческие качества.

         Жасан Зекейулы демонстрирует свою конкурентоспособность, выйдя на внешний  рынок. Он, будучи в творческой командировке в Турции, лечил и вылечил старшего советника Президента Турции Реджеп Таип Ердогана Уалчин Топчи  в Стамбуле... Его творческие силы направлены на служение добру и красоте, народу и обществу. Им написана книга « Тәуелсіздік- тағдыр сыйы» ( «Независимость- дар судьбы»), посвященная 25 летию Независимости Республики Казахстан. Накануне Дня Независимости  Указом Президента РК  Назарбаева Н.А. Жасан Зекейулы удостоен высокой правительственной награды, медали « Ерен еңбегі үшін»

         Ему скоро исполнится 50 лет. Свой юбилей он отметил изданием двух научных трудов «Акупунктура», « Межпозвоночная грыжа»,-  учебников для студентов высших медицинских  и  средних специальных учебных заведений .

Суть его образованности, по-моему, заключается в профессионализме, ибо знает свой предмет , профессию  в полном объёме со всеми её закоулками и рифами.

Это концептуалист видит всё целиком, начиная с внешней формы проявления чего-либо  и завершая её внутреннюю структуру.

Творчество Жасана Зекейулы являет собой сплав науки и жизни, сплав эрудиции и широты жизни.

 

Сеитзада Асембеков -культуролог